top of page

ШНОР-2022: Знакомство

Стартовал новый 2022 год работы со школами НОР. И хотя уже накоплен большой опыт взаимодействия, первый контакт все еще вызывает волнение и мысли о том, каким будет знакомство с администрацией, коллективом, изучение документов, посещение уроков, наблюдение за детьми. Все это важные составляющие первого впечатления, которые в дальнейшем будут влиять на совместную работу, планирование и результаты участия школы в проекте «500+».



В 2022 году среди прочих в проект вступили две успешные массовые школы г. Улан-Удэ – Гимназия №14 и СОШ №20. Учреждения с богатой историей, стабильными коллективами и устоявшейся системой работы. Итоговую аттестацию в школах практически все дети проходят успешно как в 9-м, так и в 11-м классе. А причиной попадания в проект «500+» стали снизившиеся за последние два года результаты ВПР у пятиклассников.


По общему мнению, низкие отметки на рубеже начальной и основной школы – результат влияния ряда известных факторов: традиционная проблема адаптации детей к новым условиям обучения, переполненность городских классов, вынужденная перегрузка учителей, отсутствие достаточного ТСО с Интернетом. Из нового – последствия дистанционного обучения, и даже «излишняя объективность» при оценке ВПР. «Эхо пандемии» теперь приходится преодолевать в школах, наверстывая темы и восполняя пробелы в знаниях очно.



Первые встречи с командами показали, что коллективы уже не так остро воспринимают статус «ШНОР». Понравилось, что есть готовность сделать самоанализ и поработать над ошибками. В конце концов, идеальных процессов не бывает, а постоянный рост и развитие – должны быть не только требованием к ученикам, но и к самим себе, в первую очередь.


Во время работы с управленческими командами в школах обсуждали расширенные рисковые профили, пытались оценить достоверность полученных оценок, возможности решения насущных проблем по оснащенности, увы, при отсутствии дополнительных ресурсов. Выбрали актуальные риски и пришли к выводу, что как бы ни был широк спектр рисков в школьном профиле,среднесрочную программу развития для данных школ нужно делать по двум ключевым направлениям: кадры и дети. Это ключевые участники образовательного процесса, в результате взаимодействия которых заинтересованы все.


В РПШ-2022 добавился новый риск «низкой адаптивности учебного процесса», включающий оценку учета индивидуальных возможностей обучающихся в учебном процессе, использование элементов формиру-ющего оценивания и современных педагогических технологий. Посещение уроков русского языка и математики в обеих школах показало, что работу по данному направлению необходимо проводить, даже если риск не получил высокой или средней степени важности в РПШ. Так, например, желание педагога «выдать» программу и выполнить плановый объем работы во время занятия, даже если большинство учеников в классе не усвоило базовых понятий темы, приводит к массовому отставанию детей и накапливанию пробелов в знаниях из урока в урок. Высокий темп передачи информации, стиль общения, громкость речи не всегда соответствуют восприятию информации детьми. Отсюда - «отключение» учеников от фронтальной работы с классом, переключение внимания на что-то менее сложное и быстрое. Дети перестают думать и делать задания самостоятельно, едва успевая переписывать за учеником, стоящим у доски. Такая репродуктивная деятельность приводит к низким результатам внешних оценочных мероприятий, т.к. для выполнения работы самостоятельно навыки не успевают сформироваться.


Обсуждение риска «Несформированность внутришкольной системы повышения квалификации» привело к осознанию того, что перегрузка педагогов, вечная гонка по программе и заполнению отчетности совершенно не оставляют времени на методическую рефлексию и развитие, делают учителя «узником» школьной рутины, изолированным от внешнего мира. Дистанционный формат профессионального общения и обучения частично решает проблему, но не заменяет живое взаимодействие и обмен опытом. Поэтому было принято решение выйти на другие школы, ранее принявшие участие в проекте и устроить в качестве мероприятия экскурсию, выезд, обмен мнениями, посещение уроков, др.


Вопрос организации работы с отдельными категориями обучающихся – дети с ОВЗ и дети, для которых русский язык не является языком повседневного общения - не вызвал особых проблем. Проанализировав учебные достижения детей, пришли к выводу, что отдельные моменты не останутся без внимания и мероприятия будут включены в среднесрочную программу развития в подпрограмму «дети».




Больше всего обсуждений вызвал вопрос наличия буллинга и деструктивных педагогических практик, выявленных в ходе анкетирования детей и учителей для формирования РПШ. Однозначно, что данные рискового профиля должны и будут перепроверены, т.к, во-первых, пока нет понимания примененной методики выявления данных фактов, во-вторых, такие вопросы требуют незамедлительного принятия тонких и точечных мер воздействия. Как тяжелый диагноз, полученный пациентом, часто требует перепроверки у другого врача. Здесь понадобиться помощь специалистов из партнерских структур, занимающихся вопросами психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.


Итак, самодиагностика проведена. Рисковые профили школ обсуждены. Намечены основные пути работы и соответствующие разделы среднесрочной программы развития. Проступаем к разработке концептуальных и программных документов. Пожелаем нам мудрости, терпения и позитивного настроя, чтобы работа в проекте «500+» было проведена с пользой для участников образовательного процесса в школах, которым повезло попасть список ШНОР.

Кургузова О.В.

bottom of page