top of page

Семинар "Виды чтения" в ООШ 23

Зачем нужно учить читать? Нужно ли обучать чтению на каждом уроке или только на литературе? Должен ли учитель физкультуры или ИЗО различать виды чтения? На эти и другие вопросы мы отвечали на очередном семинаре учителей в ООШ №23, состоявшемся 28 января 2021 года.


Семинар открыла учитель русского языка и литературы Башидаева Юлия Николаевна, представив филологическую точку зрения на обучение чтению, как одному из видов речевой деятельности. Юлия Николаевна подробно рассказала об ознакомительном, просмотровом и изучающем чтении, которое практикуется на уроках предметной области "Филология" и может успешно формироваться на занятиях по другим дисциплинам.


Чтение - многогранный процесс. В методике преподавания литературы он раскрывается как "форма общения людей при помощи печатного или рукописного текста. Предполагает последовательное воссоздание читателем художественных картин и установление внутренних связей между ними. В процессе анализа произведения рассматриваются значимые части текста и отношения между ними, на основании чего делается вывод о характере тенденциозности изображения. Способы чтения определяются его целью (С. Поварнин) и обусловлены различными запросами читателя: могут быть направлены на решение проблемной задачи, получение необходимых сведений, самообразования в целом. Выразительное чтение изучаемого произведения способствует развитию речи и художественного вкуса учащихся. Служит для восприятия информации, духовного опыта человечества. Умение читать, понимать и чувствовать произведение, подчеркивает В. Сухомлинский, составляет основу его системы преподавания литературы. Надлежащая организация чтения требует уделять внимание его технике, словарной работе, эмоционально-эстетической подготовке к чтению, повторному прочтению произведения и, естественно, подбору художественной литературы" (Методика преподавания литературы. Ситченко А.Л., Гладышев В.В.).


Расширить горизонты восприятия и преподавания чтения в трех его основных видах предложила куратор школы О.В. Кургузова. так, например, мы крайне редко используем приемы эстетического чтения на занятиях кроме литературы, где чтение отрывка по ролям, стихотворения наизусть и т.п. задания естественным образом предполагают демонстрацию эмоций, отношения автора и героев. А что если текст по географии прочитать с выражением, если сделать из него рекламный пост так, чтобы читатель получил удовольствие и захотел посетить описываемый уголок земли? Там же участникам семинара был предложен учебный текст, к которому необходимо было придумать задания для того, чтобы его чтение стало: просмотровым, ознакомительным, поисковым, познавательным.



Говоря о чтении, мы не могли не затронуть разные виды текстов, способы их написания, то, как можно интересно подать это на уроках. Это и древние короткие сообщения на глиняных дощечках, и пляшущие человечки, и тайные послания молоком. Мы можем использовать много интересных приемов, чтобы сделать обучение чтению увлекательным для учителя и ребенка.


Эстетику чтения мы попробовали прочувствовать на примере письма Л. Бетховена своей возлюбленной: " Даже в постели мысли мои летят к тебе. Бессмертная Любовь моя! Меня охватывает то радость, то грусть в ожидании того, что готовит нам судьба. Я могу жить либо с тобой, либо не жить вовсе. Да, я решил до тех пор блуждать вдали от тебя, пока не буду в состоянии прилететь и броситься в твои объятия, чувствовать тебя вполне своей и наслаждаться этим блаженством. Так должно быть. Ты согласишься на это, ведь ты не сомневаешься в моей верности тебе; никогда другая не овладеет моим сердцем, никогда, никогда. О. Боже, зачем расставаться с тем, что так любишь! Жизнь, которую я веду теперь в В., тяжела. Твоя любовь делает меня одновременно счастливейшим и несчастнейшим человеком. В мои годы требуется уже некоторое однообразие, устойчивость жизни, а разве они возможны при наших отношениях? Ангел мой, сейчас узнал только, что почта уходит ежедневно, я должен закончить, чтобы ты скорей получила письмо. Будь спокойна; будь спокойна, люби меня всегда. Какое страстное желание видеть тебя! Ты — моя Жизнь — мое Всё — прощай. Люби меня по-прежнему — не сомневайся никогда в верности любимого тобою". Не правда ли, как много может сказать о человеке и его отношении письмо? "А как непросто было его прочесть!", - отметила Юлия Николаевна. Но мы, участники семинара, поняли, что однажды прочитав такое письмо с ребятами, они навсегда узнают и запомнят, что выразить чувства можно не только тремя словами "Я тебя люблю", но гораздо богаче и чувственнее.



Самый главный вывод, к которому мы пришли в ходе семинара - чтение формирует речь человека. В этом его критическое значение. Если человек не читает, то у него маленький словарный запас, его речь однообразна, часто односложна, человек не может выразить себя как личность, да и вряд ли станет многогранной и интересной личностью вообще. Поэтому будем работать над чтением на всех уроках.

bottom of page